• Welcome to Форум путешественников. Please login or sign up.

Китайские железные дороги

Started by gohanski, Jul 31, 2013, 14:12

Previous topic - Next topic

gohanski

Итак, Китайские железные дороги.  Национальный оператор железных дорог Китая. Основана в 1949 году. Общая протяженность сети железных дорог - более 80 000 километров, из них около 10 000 - высокоскоростные ( скорость подвижного состава более 200 км\ч). Самая протяженная сеть высокоскоростных ж\д в мире. Самая длинная высокоскоростная магистраль Гуанчжоу-Пекин ( 2300 км за 8 часов). Существует план развития 4х4 ( четыре магистрали Восток-Запад и 4 магистрали Север-Юг до 2020 года).
Вообще, показательно, что последний поезд на паровой тяге был запущен в 2005 году, а строительство первой высокоскоростной ж\д началось в 2007. Как и все в Китае - гигантский скачок...
Но хватит истории, начнем... С чего начинается поездка? Правильно, с вокзала. Практически в любом китайском городе ( там где есть ? в названии) он присутствует. Названиями вокзалы не блещут ( имя города+сторона света, как, например  - Ханчжоу-Южный. Вокзалы бывают разные. Есть те, что поражают инфраструктурой и размерами ( как, например, , который и не вокзал а огромный комплекс из ж\д, автобусного и аэровокзала)...  Но требования к вокзалам везде одинаковы. Это связано с тем, что вход и выход на вокзал только по билетам. И там, и там стоят валидаторы, которые считывают баркод с билета, и в случае несовпадения станций отправления и назначения валидатор просто вас не выпустит и вы будете платить штраф. Какой - не знаю, ни разу не мошенничал.
Кстати, билеты есть двух типов - красные и синие. Соответственно, две отдельные очереди. В чем разница - я понятия не имею, на одни и те же поезда порой попадались как красные, так и синие.  Посадка на поезд - только за 15 минут до отправления. Соответственно, на перронах в период времени между поездами нету никого. И перроны выглядят вот так. (фото3)
Что мне здесь дико нравится - так это очень понятная система навигации на вокзалах. Сразу понятно, где первый вагон, а где десятый. Не надо вслушиваться в тарабарщину «от головы поезда, прицепные в середине». На всех вокзалах действует рентген-контроль багажа и стоят металлоискатели. Правда, из личного опыта, досматривают спустя рукава или вообще забивают. Везде по разному. В Шанхае чуть ли раздеваться не заставили, а в Гуанчжоу махнули рукой «мол, проходи». Ладно, до поезда мы добрались. Давайте разберемся с поездами. Итак...
Всего их можно поделить на несколько типов в зависимости от скорости и комфорта. Чтобы определить его, смотрим на букву перед номером. Везде, где можно мы будем рассматривать на примере маршрута Пекин-Гуанчжоу.
G-номера. Самые крутые поезда. G сокращенно от ?? - высокоскоростные ж\д. Скорость - 300 км\ч, минимум остановок, розетки, кондиционер, соответствующая публика. Пример цены на билеты. 2298 километров, 8 часов, 862 юаня. D-номера. Уже не такие крутые, но все же... Сокращенно от ??. Перевести у меня не хватает фантазии. Скорость - 200 км\ч. Остановок гораздо больше, розеток уже нету, но комфорт все тот же. Пример цены на билеты. Шанхай-Джудзи. 256 километров, 1 час 48 минут, 74 юаня. T - номера. Тут уже крутость падает на порядок. Скорость - уже обычные 120-140 км\ч. Сокращенно от- поезда с кондиционером. Пример цен на билеты. 2294 километра, 20 часов 30 минут. Цена на сидячее место - 251 юань, на спальное - 450.
K-номера. Это уже начинается тихий ужас. Сокращенно от ?? - скорый поезд. Это уже обычный поезд со спальными местами, сидячими местами, кучей остановок и соответствующим комфортом. Пример цен на билеты . 3112 километров, 29 часов, 250 юаней(это сидячее место, спальное - 515 юаней). Почему оно дороже, известно только. В Т и К поездах есть так называемые - билеты без места. Что такое 20 часов простоять или пролежать на полу, вы себе примерно представляете... Зато дешево... 
L, Z и прочие редковстречаемые номера не попадались, поэтому про них я ничего не скажу.
И, наконец, самое страшное, что может вам встретиться в путешествиях по Китаю - это поезд без буквы. Если увидите такой в расписании - бегите подальше. Это кромешный ужас. Именно в них и можно встретить крестьян с курами и козами, спящих на полу и в тамбурах людей, слой мусора высотой с человека. Я ездил в таком только раз, и в дальнейшем буду избегать их, как огня...
Фотографий по понятной причине нету - я не рискнул доставать камеру. Вообще, занесло меня туда по ошибке... Просто попробуйте себе представить худший поезд в мире и умножьте на два. Кстати, если присмотритесь к фотографиям, то на всех локомотивах написано  - гармония. Что это значит я не знаю, могу лишь предполагать, что с китайским отношением к цифрам, номер поезда влияет на его безотказную работу. Двухэтажные вагоны встречались только раз, в провинции ??. По комфорту - обычный Т-поезд... Ну, и рассказ о китайских ж\д будет неполон без маглева. Это единственный в мире серийно эксплуатирующийся поезд на магнитной подушке. Ходит из Шанхайского аэропорта Пудонг до станции метро ЛуньянЛу. Время в пути - 7 минут, скорость - 431 км\ч. Стоимость билета в две стороны - 70 юаней, в одну сторону - 40. Вот тут сравнений с московским аэроэкспрессом никак не избежать. .. За те же деньги немного другой уровень сервиса... Естественно, все билеты на поезд можно купить онлайн и распечатать баркод, по которому вас пропустят на посадку. Самый удобный сервис по поиску и покупке, который я нашел - qunar.com. Будете в Китае - советую пользоваться. Вообще, общее впечатление от китайских железных дорог однозначно позитивное. Год назад G-поездов из Пекина до Гуанчжоу, D-поездов от Шеньяна до Аньшаня еще и не существовало. Теперь они есть. Собственно, что обещают, то и делают. И если будет выбор между самолетом и поездом я выберу последнее, ибо:
1)   Не теряется время на поездку в и из аэропорта.
2)   Не теряется время на регистрацию
3)   Поезда ходят независимо от погоды
В итоге, на расстояния 1000-1500 километров тут гораздо проще и быстрее путешествовать на поезде. Поездка Тяньцзинь-Шанхай на самолете заняла у меня 6 часов, на поезде - 5.На пригородных расстояниях D и G-поездам альтернативы вообще нету. Ну, и главное, что впечатляет - это прогресс и скорость.
Все, я закончил.

minister

Любая мало-мальски познавательная поездка в Китай обязательно будет включать знакомство с местной железной дорогой: китайские поезда оплетают города КНР тесной сетью и с их помощью можно проделать сколь угодно сложный вояж, причём за сравнительно небольшие деньги - если, конечно, знать, как выбирать и что выбирать.

Перво-наперво следует понять, что сайт железных дорог Китая ни в малейшей степени делу не поможет - бронировать билеты в Китае через него невозможно, и даже расписание посмотреть нельзя, ибо там всё оформлено иероглифами. Чтобы забронировать билеты на китайские поезда, лучше всего воспользоваться услугами какой-нибудь из местных туристических компаний - такой ход вполне реален, и позволяет заранее обеспечить себя билетами на китайские поезда.
Практически бесполезны и билетные автоматы китайских железных дорог, стоящие на крупных станциях.
В них, правда, есть англоязычный интерфейс, и до поры до времени они годятся для нужд путешественников - с их помощью можно выяснить расписание поездов Китая и наличие мест на конкретные рейсы, равно как и стоимость проезда.
Переключаемся, значит, с китайского на английский, потом выбираем место отправления и пункт назначения, дату и класс.
Итогом этих операций после нажатия кнопки «Continue» будет список поездов на указанное время и стоимость билетов.
Вот только толку от этого процесса немного, потому что купить билеты на поезда в Китае в автомате не удастся: агрегат производит операции покупки только при предъявлении китайского удостоверения личности. Так что, до свиданьица, автоматика, добро пожаловать в кассу...
Замечу, к слову, что где можно узнать всю информацию про расписание железных дорог Китая, так это на сайтах местных турфирм, скажем, вот на этом сайте - http://www.travelchinaguide.com/china-trains/
Здесь всё незамысловато: надо выбрать, откуда ехать и куда, номер поезда не обязателен, система выдаст все возможные варианты.
Вариантов обычно немало, особенно на популярных маршрутах; добраться из Шанхая в Пекин можно десятками китайских поездов и полудюжиной способов, стоимость билетов будет разниться от 30 до 90 долларов, смотря какой поезд выбрать; кнопка "Select" выдаёт доступные варианты проезда.
Поезда Китая делятся на классы, обозначенные соответствующими буквами. К примеру, под литерой «G» проходят суперэкспрессы, идущие со скоростью 300 километров в час. Добраться из Пекина в Шанхай на таком поезде можно всего за 5 часов, только стоить удовольствие будет немало. Соответственно, чем дольше идёт поезд, тем дешевле выйдет билет. Этим обстоятельством можно воспользоваться, допустим, чтобы доехать из Шанхая в Сучжоу, потому что разница в цене экспресса и обычного поезда будет троекратной, а разница во времени всего 20 минут. Поездка Шанхай-Нанкин на медленном поезде также возможна, хотя разница во времени станет весьма существенной. А вот на дальние расстояния лучше кататься ночными поездами, используя китайский вариант плацкарта или даже купе. Пример выше показывает, что место в сидячем вагоне на ночной поезд между Пекином и Шанхаем обойдётся в 30 долларов, полка а-ля плацкарт влетит в 54 доллара, койка в четырёхместном купе будет стоить 82 доллара, стоимость билетов по лучшему варианту вроде отечественного «СВ» равна 151 доллару - всё в пересчёте на юани, конечно.
Уточню, что поезда «D» как правило идут чёрт знает откуда чёрт знает куда, делают массу остановок, и пассажиры оттого меняются ежечасно - днём в сидячем вагоне ад и угар, ночью, возможно, тоже. Стоит также отметить, что на некоторых станциях билеты на скоростные экспрессы китайских железных дорог продаются отдельно, в специальном павильоне, а все остальные билеты можно приобрести в другом месте - следите насчёт буквы «G» рядом с окошечком кассы.
Можно сделать предварительный заказ, а потом выкупить билеты непосредственно в агентстве, уже прибыв в Китай. Билеты на поезда Китая продаются за 18 дней до отправления, но настолько заранее надо заботиться насчёт проезда только в праздники и крупномасштабные выходные, такие как Новый год по китайскому календарю. В остальных случаях явившийся в кассу за день-два перед отъездом путешественник покупает билеты без проблем.
Чаще всего на вокзалах Китая стоят очереди, народу по стране ездит очень много, и если билет ещё не куплен, готовьтесь пропустить нужный поезд: минут 10-15 ожидания вам скорее всего обеспечены.
Минусом касс также является незнание персоналом английского языка, шансов, что кассиры поймут вашу просьбу, немного. Впрочем, на главном вокзале Пекина имеется специальная касса для иностранцев - бегущая строка объявляет, что англоязычные пассажиры должны обратиться в кассу 16.
В любом случае, лучше всего заранее заготовить бумагу с названиями станций, временем отправления и номером поезда; всё это следует узнать заранее через Интернет или посредством упоминавшегося билетных автоматов. Тогда мероприятие пройдёт куда более гладко, даже если названия написаны по-английски - всё равно на билетах будет написано «Su Zhou», пусть и с примесью иероглифов там и сям.
Чтобы купить билет на китайские поезда, обязательно потребуется паспорт, без него дело не выгорит. Всё же непонятно, зачем нужны документы, если их всё равно не проверяют ни при посадке, ни в поезде. Но билеты без паспорта не продадут, даже не надейтесь, разве что попадётся сердобольный и англоговорящий кассир - знакомые так всё же умудрились умолить дяденьку китайца продать им билет. Есть также шанс попросить кого-нибудь из местных жителей приобрести билет на его имя, хотя тут опять-таки нужно, чтобы рядом был человек сердобольный и англоговорящий...
На вокзалах Китая наблюдается людское половодье, и сделанная мной на вокзале Саньи фотография пустого зала ожидания скорее исключение, нежели правило.
Это всё потому, что рейсов из Саньи отправляется мало, и вдобавок пассажиры на момент съёмки по большей части уже прошли к турникетам, готовясь к посадке. А вот там, у линии контроля, уже скопилась плотная толпа - нормальное явление перед отправлением китайского поезда.
К счастью, на местах вся информация про железные дороги Китая дублирована на английском, и можно без труда разобрать, что к чему. Приятно также, что объявления указывают, какие вагоны в какой стороне находятся; табличка с левой стороны кадра отправляет пассажиров из первых вагонов влево, остальных приглашают пройти направо.
По большей части китайские поезда современные, очень удобные и чистые.
Это касается даже некоторых электричек пригородного, если так можно выразиться, сообщения - состав из Саньи в Хайкоу без труда разгонялся до скорости 199 километров в час.
Есть, однако, у поездов Китая крупный минус: они снабжены пятью сиденьями в ряд против привычных для европейцев четырёх. Из-за этого поездка не всегда выходит комфортной, особенно для людей крупного телосложения...
Ну и ещё слабая культура многих китайцев портит всё удовольствие: в обычном поезде народ запросто плюет под ноги и кидает мусор в проход. Экспрессы этих «картин» лишены, но давку с толкотнёй в проходе граждане КНР устроят непременно, так что я бы рекомендовал не рваться в первые ряды выходящих и тем самым избежать «мясорубки».
В целом, китайские поезда оставили у меня неплохое впечатление, перемещаться на них удобно, достаточно недорого и более чем уместно

AliceIN

Путешествуя по миру поняла одно для себя, я не люблю китайцев. Не из расовых побуждений, а за их бескультурье и повсеместность.

bybysheva

Они не бескультурные, просто другой менталитет. Любят галдеть и громко что-то обсуждать.